История и основные данные двигателей Ниссан серии GA
Опубликовано: 03.09.2018
Lexus Geneva Motor Show 2018 | Press Conference
Серия двигателей GA (NISSAN)
Серия 4-х цилиндровых рядных двигателей GA (13, 14, 15, 16) появилась в 1989 году и пришла на смену серии двигателей E (13, 15). Выпускаются эти двигатели и по сей день (сейчас они производятся только с многоточечным электронным впрыском топлива). Устанавливались они на автомобили малого и среднего класса фирмы NISSAN. Все двигатели серии имеют 4 клапана на цилиндр и два распределительных вала (DOHC). Теперь немного об истории развития этой серии.
LEXUS PRESS CONFERENCE AT 2015 FRANKFURT MOTOR SHOW
Первыми появились карбюраторные варианты двигателей этой серии: GA13DS , GA14DS , GA15DS . Причём, карбюраторы на этих двигателях были с электронным управлением.
Двигатель GA13DS выпускался с 1989 года по 1995 год и явился самым "слабым" представителем серии. Устанавливали его, в основном, на грузопассажирский универсал NISSAN AD и на широко известный седан малого класса NISSAN SUNNY/PULSAR в самой простой комплектации. Причём, этим двигателем, оснащались машины предназначенные для продажи только на внутреннем японском рынке. К сожалению основные характеристики этого двигателя неизвестны. Как следует из названия, его рабочий объём равен 1,3 л.
Следующий представитель серии - GA14DS , напротив, предназначался для установки на "европейские" NISSAN SUNNY, на "чистокровных японках" он замечен не был. Мощность его составляла 75 л.с. при 6000 об/мин, крутящий момент равен 112 Н м при 4000 об/мин. В 1993 году его сменил GA14DE с многоточечным электронным впрыском топлива, обладавший мощностью 88 л.с. при 6000 об/мин и крутящим моментом 116 Н м при 4000об/мин. Этот двигатель ( GA14DE) ставили сначала на SUNNY, который в 1995 году был заменён моделью ALMERA. Судя по всему, этот двигатель сняли с производства где - то в 2000 году с уходом старого поколения NISSAN ALMERA.
Больше всего, выпустили конечно - же GA15 . По сути, этот двигатель и был родоначальником серии. Сначала это был карбюраторный GA15DS , который предназначался для установки на NISSAN SUNNY/PULSAR в "стандартной" комплектации, оснащали им также модели: AD, AD MAX WAGON, SUNNY CALIFORNIA, PRESEA. Мощность этого двигателя составила 93 л.с. при 6000 об/мин, а крутящий момент 122 Н м при 4000 об/мин. В 1993 году на смену пришёл GA15DE с многоточечным электронным впрыском топлива (вообще следует отметить, что примерно в 1993 - 95 годах японские автопроизводители прекратили выпуск большинства моделей карбюраторных двигателей, как не соответствующих жёстким экологическим нормам, действующим в Японии и западноевропейских странах). Благодаря электронному впрыску, мощность возросла до 105 л.с при 6000 об/мин, а крутящий момент достиг 135 Н м при 4000 об/мин. Этот двигатель выпускают до сих пор, и устанавливают на модели: SUNNY, PULSAR, ALMERA, AD, AD MAX WAGON, SUNNY CALIFORNIA, PRESEA, WINGROAD, LUCINO, RASHEEN.
Самым "объёмистым" стал GA16 . Этот двигатель ставили как на SUNNY/PULSAR, так и на автомобили более высокого класса. Им оснащали NISSAN PRIMERA (только для европейского рынка), AVENIR (PRIMERA WAGON), BLUEBIRD. Причём этот двигатель появившись в 1990 году был как в карбюраторном варианте ( GA16DS ), так и с многоточечным электронным впрыском топлива ( GA16DE ). Интересно, что карбюраторные GA16DS ставили на автомобили предназначенные только для европейского рынка, а GA16DE устанавливали на "чистокровные японки". Так продолжалось до 1995 года, когда и в Европе все ниссановские двигатели получили многоточечный электронный впрыск топлива. В результате этого все европейские модели NISSAN, оснащаемые до 1995 года GA16DS , взамен получили GA16DE .Мощность последнего варьировалась от 102 л.с. (для "европеек") до 110 л.с. (для "японок").
Двигатели серии GA очень неприхотливы в эксплуатации и не очень требовательны к качеству масла и топлива. Правда из-за нашего "качественного" этилированного бензина могут возникнуть проблемы с системой топливоподачи (это касается как инжекторных, так и карбюраторных двигателей). Однако дела в этом плане и у других японских двигателей обстоят ничуть не лучше. Из отличительных особенностей серии GA стоит отметить наличие цепи в приводе газораспределительного механизма (что является несомненным достоинством). Причем, этих цепей две. Первая, более длинная цепь охватывает шестерню коленвала и двойную промежуточную шестерню. Вторая цепь покороче приводит в движение от промежуточной шестерни два распределительных вала. Привод клапанов у всех двигателей серии - через тарельчатые толкатели без гидрокомпенсаторов . Это означает, что тепловые зазоры клапанов необходимо периодически регулировать, но это же обстоятельство делает двигатель менее требовательным к качеству масла. Cложных систем изменения фаз газораспределения (типа тойотовской системы VVTi ) у этих двигателей также нет. В целом, следует отметить, что двигатели серии GA более надёжны в эксплуатации (но более сложны в ремонте), чем тойотовские двигатели аналогичного литража серии A ( 4A , 5A ).
Сводная таблица с данными по серии GA
Модель двигателя | Годы выпуска | Рабочий объём, см3 | Мощность/при оборотах | Крут.момент/при оборотах | Степень сжатия |
GA13DS | 1989-95 | 1297 | -/6000 | -/4000 | 9.8 |
GA14DS | 1989-93 | 1392 | 75/6000 | 112/4000 | 9.8 |
GA14DE | 1993-2000 | 1392 | 88/6000 | 116/4000 | 9.9 |
GA15DS | 1989-93 | 1488 | 93/6000 | 122/4000 | 9.8 |
GA15DE | 1993-2001 | 1488 | 105/6000 | 135/4000 | 9.9 |
GA16DS | 1990-95 | 1597 | 90/6000 | 133/4000 | 9.8 |
GA16DE | 1990-2001 | 1597 | 110/6000 | 140/4000 | 9.9 |
Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя GA16DS (часть характеристик может быть общей с другими двигателями серии) , приведены в таблице:
Параметр | Значение параметра |
Основные данные | |
диаметр цилиндра, мм | 76 |
ход поршня, мм | 88 |
число цилиндров | 4 |
рабочий объём, см3 | 1597 |
Давление компрессии | |
Стандарт, кПа | 1,373 |
Минимум, кПа | 1,177 |
Разница между цилиндрами, кПа |
0,098 |
Поршневой палец |
|
наружный диаметр, мм | 18.989 - 19.001 |
длина, мм | 60 |
Поршневые кольца | |
высота первого компрессионного кольца, мм | 1,5 |
высота второго компрессионного кольца, мм | 1,5 |
высота маслосъёмного кольца, мм | 2,8 |
Коренные подшипники | |
диаметр шейки вала, мм | 49,964 |
диаметр постели, мм | 53,65 |
ширина вкладыша, мм | 22/18/27 |
толщина вкладыша, мм | 1,834 |
Шатунные подшипники | |
диаметр шейки вала, мм | 39,974 |
диаметр постели, мм | 43 |
ширина вкладыша, мм | 17 |
толщина вкладыша, мм | 1,501 |
Сальник коленчатого вала передний | |
диаметр наружный, мм | 52 |
диаметр внутренний, мм | 40 |
ширина, мм |
8 |
Сальник коленчатого вала задний | |
диаметр наружный, мм | 104 |
диаметр внутренний, мм | 84 |
ширина, мм |
8 |
Тепловые зазоры в клапанах (на холодном двигателе) | |
тепловой зазор впускного клапана, мм | 0,25-0,33 |
тепловой зазор выпускного клапана, мм | 0,32-0,40 |
Тепловые зазоры в клапанах (на горячем двигателе) | |
тепловой зазор впускного клапана, мм |
0,32-0,40 |
тепловой зазор выпускного клапана, мм |
0,37-0,45 |
Клапан впускной |
|
диаметр тарелки, мм | 29,9-30,1 |
длина, мм | 92,05-92,45 |
диаметр стержня, мм | 5,465-5,48 |
Клапан выпускной |
|
диаметр тарелки, мм | 23,9-24,1 |
длина, мм | 92,42-92,82 |
диаметр стержня, мм | 5,445-5,460 |
Japcar.ru