Автомобильные шины- виды и классификация
Опубликовано: 27.08.2018
Автомобильные шины подразделяются по следующим показателям:
По назначению применения
Для легковых и грузовых авто малой грузоподъемности, микроавтобусов и прицепов для всех климатических зон от -45 С° до +55 С°, а также летние шины, зимние шины, всесезонные шины и т.д..
Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, автобусов и троллейбусов для всех климатических зон при температурах до -45 С°.
По габаритам профиля
Крупногабаритные- с шириной профиля от 350 мм (14 дюймов) и больше, независимо от посадочного диаметра; Среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов); Малогабаритные- с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 (18 дюймов).По форме профиля
Обычного профиля с отношением высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89: широкопрофильные -H/B = 0,6 — 0,9; низкопрофильные — H/B = 0,7 — 0,88; сверхнизкопрофильные — H/B = < 0,7; арочные — H/B = 0,39 — 0,5; пневмокатки — H/B = 0,25 — 0,39;Обозначения:
D — наружный диаметр; Н — высота профиля покрышки; В — ширина профиля покрышки; d — посадочный диаметр обода колеса (шины); 1 — каркас; 2 — брекер; 3 — протектор; 4 — боковина; 5 — борт; 1 — каркас — главный силовой элемент, который придает шине прочность и гибкость, состоит из одного или нескольких слоев обрезиненного корда; 2 — брекер — резинотканевая или металлокордная прослойка между каркасом и протектором. 3 — протектор, часть шины из толстого слоя специальной износостойкой резины, непосредственно контактирующий с дорогой; 4 — боковина — тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5-3 мм на боковых стенках каркаса, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги. На боковину наносят наружную маркировку шины; 5 — борт — жесткая посадочная часть покрышки для фиксации и герметизации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и твердого наполнительного резинового шнура; 6 — бортовая проволока; 7 — наполнительный шнур.По конструкции шины
Диагональные , у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60° Радиальные , (радиальные шины бывают со съемным протектором) у которых угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера -не менее 65°. Эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще металлокордный, что обеспечивает меньшие окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и как следствие радиальные шины имеют меньшие теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.Варианты рисунка протектора по назначению шины:
Дорожный (Д):
летние шины — наиболее распространенные. Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
Видеокурс Шины передачи данных
Всесезонный :
шины хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины;
на элементах рисунка — «шашках» — имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на этих шинах маркировка all season, или условные знаки (снежинка или капля).Универсальный (У) :
(по отечественной терминологии) шины предназначены для работы на дорогах любого качества. Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и разветвленным рисунком протектора. Дело в том, что, под дорогами «любого качества» в СНГ можно понимать 60-80 % всех дорог, включая и бездорожье, поэтому этот тип шин во многом — отечественное изобретение.
По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and Snow — грязь и снег) в варианте с менее расчлененным канавками рисунком протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него. повышенной проходимости (ПП), преимущественно для работы по мягкому грунту.
Зимний (З):
предназначен для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться, в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные «шашки» от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У «шашек» сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины также обозначаются индексом M+S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).
Карьерный (Кар) :
для работы карьерах, лесозаготовках и т. п.
Шины могут быть с постоянным или регулируемым давлением. Шины выпускаются в обычном исполнении, тропическом и северном.
Маркировка автомобильных шин.
На авторынке есть в наличии шины от самых разных производителей- мишлен, нокиан, йокогама и т.п., и каждый производитель маркирует шины по разному. Однако есть основные правила маркировки, которые используются почти всеми производителями.
На боковине шины нанесены различные обозначения. Большинство из них содержат информацию служебного характера, и многие из них могут оказаться полезными для покупателя.
При покупке автомобильных шин в первую очередь необходимо руководствоваться их типоразмером. Типоразмер наносится на боковине покрышки, например:Расшифровка обозначений:
P — означает легковая шина, данная P-метрика входит в систему американской классификации шин и на европейских шинах не применяется. 215 — ширина профиля шины, мм; 65 — высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 65 % от ширины т.е., 140 мм. Часто высоту профиля шины называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 215 R15 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80 % или 82 %. R — конструкция: радиальная (R), диагональная (D), с опоясывающим кордом (B). 15 — так называемый радиус шины — это диаметр колесного диска на который шину такого размера нужно устанавливать. 89 – коэффициент нагрузки или индекс LI, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг.Расшифровка популярных коэффициентов по индексам нагрузки:
H — индекс максимально допустимой скорости, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины.Расшифровка скоростных индексов приведена в таблице:
В некоторых типоразмерах шин имеются дополнительные буквенные обозначения: 215 R15 C 102 Q , индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.
Прочие обозначения:
Кроме вышеперечисленных обозначений, существуют и другие:
TUBE TYPE — камерная конструкция. TUBELESS — бескамерная конструкция. TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100 TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе. TEMPERATURE A — температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С. Е17 — соответствие Европейским стандартам. 17 — номер страны, выдавшей сертификат соответствия по правилам ЕЭК ООН DOT — символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США. Дальше идет идентификационный или серийный номер шины; до 11 цифр и букв.Указанные на шинах условия эксплуатации:
M+S (Mud + Snow) — грязь и снег.
R+W (Road + Winter) — дорожная и зимняя. Winter — зима. Rain — дождь. Water или Aqua — вода. AW (Any weather) — всепогодная. All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка и т.д.).
PLIES: TREAD — состав слоя протектора, SIDEWALL — состав слоя боковины. MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг / английские фунты. MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа. ROTATION > — направление вращения.* Для шин с асимметричным рисунком протектора.
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля. * OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки. * INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки. *DA (штамп) — незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
MADE IN RUSSIA — страна производитель. Reinforced — Усиленная — для шин с повышенной грузоподъемностью. Regroovable — для шин, имеющих возможность углубления рисунка нарезкой. Stell (steel belted) — указывает, что шина имеет опоясывающий металлический корд. TWI — tread wear index — указывает место расположения индикаторов износа — выступов внутри канавок протектора. После снашивания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для эксплуатации. Safety warning — для шин рынка США и Канады — текст на английском языке, поясняющий некоторые тонкости безопасного использования шины. Серийный номер шины — может пригодиться при выставлении рекламации. ETRTO — The European Tyre and Rim Technical Organization (Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель). ECE — Economic Commission for Europe (Ведомство ООН в Женеве). FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Нормативы безопасности США). LT — сокращенно от Light Truck (полугрузовой).Дата изготовления шины
Дата выпуска состоит из трех цифр, где первые две указывают неделю, а последняя — год изготовления (с 2000 г. — из четырех цифр, где год изготовления — две последние цифры).
Проверяйте дату производства при покупке , так как шины со временем теряют свои рабочие характеристики, а по российским законам гарантийный срок службы шины всего 5 лет!
В современных шинах дата производства указывается на боковине в виде четырехзначного числа после кода стандарта DOT. Этот индекс наносится в овале за кодом завода-изготовителя, и состоит из четырех цифр. Эти цифры обозначают неделю и год производства. Если индекс состоит из трех цифр, то эта шина была произведена в 80-е годы, если после цифр стоит треугольник, значит она произведена в 90-е годы. В нашем случае идет четырехзначное обозначение 3103, оно означает, что шины произведены в 31 неделю 2003 года.
Если Вы желаете разместить свою уникальную статью автомобильной тематики на нашем сайте, просто перейдите на страницу редактора по ссылке: Добавить свою новость Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: